Адаптированная образовательная программа ООО для обучающихся с ТНР, Адаптированная основная образовательная программа ООО для обучающихся с ЗПР, Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умененной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью Вариант 2
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) основного общего образования (далее – ООО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), это образовательная программа, предназначенная для получения образования на уровне основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО разработана разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101), Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП ООО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025, с учетом ООП ООО МАОУ СОШ № 163.
В соответствии с п.133 ФАОП, при реализации АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) используются рабочие программы учебных предметов, разработанные МАОУ СОШ № 163 в соответствии с ФОП ООО.
Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений, обусловленных нарушениями речи и (при наличии) иными нарушениями развития.
Адаптированная основная общеобразовательная
программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7) направлена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО
обучающихся основной школы посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
АООП ООО обучающихся с задержкой психического
развития разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
—Конвенция о правах ребёнка;
—Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»; —Закон
об образовании;
—Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования; — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
— Федеральная адаптированная образовательная программа основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее соответственно - ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7);
—Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, пр. от 28 августа 2020 г. №
442;
—Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
—Постановление от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
—Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015
года № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» с изменениями от 29.01.2016
года № 57-ПП и от 27.10.2016 года № 757-ПП;
— ООП ООО МАОУ СОШ № 163 — Устав МАОУ СОШ № 163.
Адаптированная основная образовательная
программа (далее АООП) начального общего образования разработана в соответствии
с требованиями: - Федерального закона РФ "Об образовании в
Российской Федерации"; - Приказа
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - постановления Правительства РФ от 12.03.1997
г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья"; - требований к структуре основной
образовательной программы начального общего основного общего образования,
изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010
г. № 1897), учитывающей образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; - Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит таких
классифицирующих признаков образовательной программы как коррекционные и (или)
указание численного вида. В терминологии нового
Федерального закона № 273-ФЗ такие программы относятся к адаптированным
образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст.2Федерального закона №
273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц. Закон выделил
некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В
частности, ч. 3 ст. 55 определяет
особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с
ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной
основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии. Для отдельных
категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным
программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального
закона № 273-ФЗ говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об
обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Наконец, ч. 2 ст. 79 Федерального
закона № 273-ФЗ напрямую говорит о том, что общее образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися. Часть 6 ст. 11 Федерального
закона № 273-ФЗ определила, что в целях обеспечения реализации права на
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются
федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц
или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты
специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации,
осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные
программы в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных
программ. Часть 1 ст. 92 Федерального
закона № 273-ФЗ говорит о том, что государственная аккредитация образовательной
деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за
исключением образовательных программ дошкольного образования. Для обучающихся,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на
основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей
(законных представителей) обучение организуется по СИПР на дому. Часть 5 Статьи
41 Федерального закона 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.
7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; №
48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566;
№ 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30,
ст. 4257, ст. 4263). - действующего Устава образовательного
учреждения. Адаптированная образовательная программа
разрабатывается общеобразовательной организацией самостоятельно. При разработке адаптированной образовательной
программы начального общего и основного общего образования используется
структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте начального
и основного общего образования и примерной основной образовательной программе
основного общего образования. В Программе учтены специфика образовательного
процесса детей с умственной отсталостью, образовательные потребности и запросы
участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и
возможности обучающихся. Программа является локальным
нормативным документом общеобразовательной организации, содержательной основой
для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ
педагогов по учебным предметам. Программа определяет: - преемственность по отношению к
адаптированной образовательной программе начального общего основного общего
образования; - приоритеты, качество содержания и реализации
начального общего образования в школе, его организационные и методические
аспекты на ступени основного образования; - коррекцию отклонений в развитии средствами
образования и трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью, их
социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество; - цели, задачи и
направления развития образовательного процесса; - регламентацию всех видов
образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе
систему оценки результатов её освоения учащимися.