Департамент образованияАдминистрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №163
Принята на заседании
педагогического совета
от 30.08.2023г.
Протокол №1
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 163
приказ №180-10-у от 30.08.2023г.
______________ Н.В.Фоминых
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Художественная роспись
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год
г. Екатеринбург, 2023
1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная
роспись» составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост
№ 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы.
Программаноситпрактикоориентированныйхарактеринаправленанаудовлетворениеобразовательныхпотребностейде
тейвобластидекоративноприкладноготворчества.Народноеискусство,какуникальныймирдуховныхценностей
–
этокорневаясистема,питающаядеревосовременнойкультуры.Чембольшеутрачиваетсоврем
енныйчеловексвязьснароднымикорнямиикультуройсвоегонарода,темявственнеестановитс
яегодуховноеобнищание.Возрождениеискусстваросписи,являетсянеотъемлемойчастьюзна
нийпотрадиционнойкультуре.Приэтомразвитиетворческихспособностейудетей,осваиваю
щихэтотвиддеятельности,должноосуществлятьсявединствесформированиемдуховнонравственныхкачествличностииценностныхориентаций.Народноеискусство,родноеиблизк
ое,позволяетсделатьмолодоепоколениенаследникамисвоейкультуры,передатьимтрадиции,
мироотношениеихпредков,вписатьвихсознаниенациональнуюкультурувовсеммногообрази
ии многоцветии.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 10-18 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических
особенностей.
Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: формы организации
учебного процесса предполагают проведение практических занятий с элементами
теоретических обзоров, выполнение самостоятельных творческих заданий.
1.2. Цели и задачи
Цель программы – ознакомить детей с различными видами декоративно
прикладного искусства, научить видеть, чувствовать, понимать и ценить народное
искусство, формировать богатый духовный мир.
Задачи программы
обучающие:
Обучить детей умениям и навыкам кистевого письма. Изучить историю народных
промыслов, традиций, секретов изготовления изделий народными мастерами,
художниками.
Обучить выполнять разными способами и приемами в технике точечная роспись.
Обучить
законам построения орнамента, ритма, пропорций, линий, силуэта,
форм, законам цветоведения, композиции как средства
художественной
выразительности в создании образа декоративной вещи.
развивающие:
Развивать
творческие
способности
(фантазию,
образное
мышление,
художественно-эстетический вкус и др.).
Развивать понимание художественно-выразительных особенностей языка
декоративно-прикладного искусства.
Развивать навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
воспитательные:
Воспитывать гармонично развитую личность способную любить Родину, уважать
традиции и обычаи своего народа, бережно относится к окружающим.
Воспитывать интерес и желание к занятиям.
Воспитыватьтерпение, аккуратность, трудолюбие.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Название раздела, темы
Количество часов
п/п
Всего
Практ Теория
ика
1.
Изобразительныевидыдекора.«
38
36,5
1,5
Принципы построения узора на
различных формах».
2.
Тарелочная роспись.
36
35
1
3.
Знакомство с навыками работы
на округлых, объёмных
поверхностях.
88
87,5
0,5
Формы
аттестации/
контроля
групповая
оценка работ
групповая
оценка работ
групповая
оценка работ
Содержание учебно-тематического плана
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Искусство росписи по дереву, керамике,
стеклу. Труд и его значение в жизни людей. Материалы и инструменты. Организация
рабочего места. Правила техники безопасности.
Орнамент сквозь века. Разработка орнаментальной композиции в круге, квадрате, на
округлых, объемных поверхностях.
Краткие сведения по цветоведению. Основные, составные и дополнительные цвета.
Особенности работы акриловыми красками.
Краткие сведения о композиции. Основы композиции. Основные приёмы создания
декоративных композиций.
История возникновения и развития народных росписей России.
Виды декоративно-прикладного искусства, основные сведения о народных
художественных промыслах и их характерных особенностях.
Графические и свободнокистевые росписи. Приемы работы различными видами
кистей.
Основные элементы росписи и приёмы их выполнения. Простейшие композиции.
Роспись небольших изделий плоской формы (практическая работа).
Основные элементы росписи и приёмы их выполнения. Выполнение упражнений
«узор травка», «травный орнамент» (ягодки, листочки, завитки и т.д.).
Работа над росписью простых композиций на основе образцов. Варианты верхового
письма. Поэтапное выполнение росписи: подготовка основы ( поверхности) росписи,
роспись по образцу, лачение, сушка, устранение затёков лака.
Росписи по стеклу и керамике. Краски, инструменты и материал под
роспись. Надглазурные и подглазурные виды красок. Технология выполнения точечной
росписи («накапывание», «point-to-point»). Особенности подготовки основы под роспись.
Основные элементы точечной росписи и приёмы их выполнения; простейшие
композиции орнаментов. Использование клетчатой сетки, трафаретных шаблонов.
Творческий проект. Разработка эскиза к изделию точечной росписью. Выполнение
творческого проекта. Роспись бутылок точечной росписью по готовым образцам, также
творческим разработкам.
Проект «Мы - мастера». Роспись комплекта изделий объединённых одной
тематикой. Разработка эскиза. Цветовое решение. Последовательность выполнения.
Творческий отчет кружка «Художественная роспись ». Выставка творческих работ,
участие в конкурсах.
Планируемые результаты обучения
В конце 1 года обучения обучающиеся должны
Знать:
Приемы выполнения эскизов и подготовленных рисунков.,
Виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи по стеклу,
дереву.
Основные приемы росписи и типовые композиции изделий из керамики и стекла,
дерева.
Требования к качеству выполнения художественной росписи и отделки художестве
нных изделий.
Уметь:
Создавать эскизы для росписи;
выполнять композиции;
правильно владеть инструментами и материалами для художественной росписи,
владеть различными приемами точечной росписи,
создавать декоративные композиции в круге, квадрате, на округлых объёмах.
2.1. Календарный учебный график
№
Месяц
Форма
занятия
Количес
тво уч.
часов
пр тео
акт р
1.
сентябрь лекция,
практика
1,0
2.
сентябрь практика
2,0
3.
4.
сентябрь практика
сентябрь практика
2,5
2
1,5
Тема занятия
Модуль 1: Вводное
занятие. Изобразительныевидыд
екора.«Принципыпостроенияузор
анаразличныхформах».
Таблица«Видыдекоративныхлин
ий».
Отработка декоративных линий.
Построениеузоразависитотформ
ыпредмета,отвходящихвузорэле
Форма
контроля
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
практика
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
2
2,5
14. октябрь
15. октябрь
16. октябрь
практика
практика
практика
2
2,5
2
17. октябрь
практика
2,5
18. октябрь
практика
2
19.
ноябрь
практика
2,5
20.
21.
22.
23.
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
практика
практика
практика
практика
2
2,5
2
2,5
24.
ноябрь
практика
2
25.
ноябрь
практика
2,5
26.
27.
28.
29.
30.
31.
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
практика
практика
практика
практика
практика
практика
2
2,5
2
2,5
2
2,5
32. декабрь
практика
2
33. декабрь
34. декабрь
35. январь
практика
практика
лекция,
практика
2,5
2
2,5
36.
37.
январь
январь
практика
практика
2
2,5
38.
январь
практика
2
39.
январь
практика
2,5
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
1
0,5
ментов. Эскиз.
Отработка узора на поверхности.
Отработка узора.
Составление эскиза в квадрате.
Отработка узора в квадрате.
Составление эскиза в овале.
Отработка узора в овале.
Составление эскиза в круге.
Отработка узора в круге.
Узор,основанныйнаповтореичер
едованиисоставляющихего«стил
изованныхэлементов».
Отработка узора в практике.
Эскиз на круглых формах.
Отработка узора на круглых
формах.
Отработка узора на круглых
формах.
Модуль 2: Введение. Тарелочная
роспись.
Разработка эскиза росписи на
тарелке.
Кружевной узор.
Отработка кружевного узора.
Листья и цветы в росписи.
Отработка листьев и цветков в
росписи.
Подготовка поверхности тарелки
к росписи.
Перенос эскиза на поверхность
тарелки.
Роспись тарелки.
Роспись тарелки.
Роспись тарелки.
Роспись тарелки.
Роспись тарелки.
Изучение материалов защиты
росписи на изделии.
Отработка кружевного рисунка
на тарелке.
Роспись на тарелке.
Роспись на тарелке.
Модуль3: Введение. Знакомство
с навыками работы на округлых,
объёмных поверхностях.
Отработка навыка росписи.
Подготовка поверхности банки к
росписи.
Изготовление эскиза росписи для
банки.
Перенесение эскиза на
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
40.
январь
практика
2
41.
февраль
практика
2,5
42.
февраль
практика
2
43.
февраль
практика
2,5
44.
февраль
практика
2
45.
февраль
практика
2,5
46.
февраль
практика
2
47.
февраль
практика
2,5
48.
февраль
практика
2
49.
март
практика
2,5
50.
51.
52.
53.
март
март
март
март
практика
практика
практика
практика
2
2,5
2
2,5
54.
март
практика
2
55.
март
практика
2,5
56.
57.
март
март
практика
практика
2
2,5
58.
апрель
практика
2
59.
апрель
практика
2,5
60.
апрель
практика
2
61.
апрель
практика
2,5
62.
апрель
практика
2
63.
апрель
практика
2,5
64.
апрель
практика
2
65.
66.
апрель
апрель
практика
практика
2,5
2
поверхность банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Изготовление эскиза для банки, с
внутренней вкладкой.
Перенос эскиза на поверхность
банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Отработка росписи на
поверхности банки.
Узор шажковый.
Отработка шажкового узора.
Цветные орнаменты в росписи.
Отработка цветных орнаментов в
росписи.
Отработка цветных орнаментов в
росписи.
Отработка цветных орнаментов в
росписи.
Образные орнаменты.
Модуль-3: Смешанные
орнаменты на поверхности.
Введение. Отработка смешанных
техник на поверхности.
Отработка смешанных
техник на поверхности.
Разработка эскиза для росписи на
футляре.
Подготовка поверхности футляра
к росписи.
Отработка росписи на
поверхности футляра.
Отработка росписи на
поверхности футляра.
Отработка росписи на
поверхности футляра.
Роспись на сумках.
Подготовка эскиза росписи
на сумке. Подготовка
поверхности сумки.
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
67.
май
практика
2,5
68.
май
практика
2
69.
май
практика
2,5
70.
71.
май
май
практика
практика
2
2,5
72.
май
практика
2
73.
май
практика
2,5
74.
май
практика
2
75.
май
практика
2,5
76.
май
практика
2
Перенос эскиза на поверхность
сумки.
Отработка росписи на
поверхности сумки.
Отработка росписи на
поверхности сумки.
Роспись на одежде.
Подготовка эскиза росписи на
одежде.
Перенос эскиза на поверхность
одежды.
Отработка росписи на
поверхности одежды.
Отработка росписи на
поверхности одежды.
Отработка росписи на
поверхности одежды.
Отработка росписи на
поверхности одежды.
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
компьютер,
мультимедиа проектор,
экран,
колонки,
краски акриловые,
салфетки, ватные палочки
картон, тарелки, банки, футляр для очков.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме участия в конкурсах и
выставках различного уровня (школьного, районного, городского, областного,
российского). Аттестация подтверждается грамотами конкурсных мероприятий. Текущий
контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий методами
наблюдения, обсуждения, сопоставлений успехов.
2.4.Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
-словесный (рассказ, объяснение, беседа);
-объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
-практический (упражнения, работа с техникой);
-наглядный (показ иллюстраций, видеофильмов);
-эвристический (участие в конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме преимуществено практических
занятий, включающих индивидуальную и групповую работу, работу в парах, контроль
качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов
в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности:
восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы
включают задания, упражнения.
Список используемой учебно-методической литературы
Наглядные пособия: изделия, методические пособия, фотографии, иллюстрации и
репродукции художественных изделий, тематические презентации.
Информационное обеспечение:презентации: «Технология изготовления лепки и
росписи декоративно – прикладного искусства», «Скульптура», «Роспись по дереву,
керамике, шелку, стеклу».
Видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
Литература для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы,
учебные пособия, книги и др.); методическая копилка игр (для физкультминуток и на
сплочение детского коллектива);иллюстративный материал по разделам программы
(ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.
Литературадля обучающихся
1. Шалаева Г.П. /Рисование, первый учебник вашего малыша./ Экмо, 2007
2. Седман Э. \ Роспись по стеклу. Практическое руководство./ Перевод с
английского. М.: изд-во НИОЛА – ПРЕСС, 2008.
3. Картины и подарок / Пер. с нем. А.Н. Степановой. М.: ООО ТД « Издательство
Мир книги», 2009.- 64.: цв. ил. (Серия « Праздничные идеи»)
4. С.С Козин /Украшения из овощей и фруктов/ Праздничные фантазии
5. Издательскаягруппа «Контэнт», 2010.
6. Воробьева Н. Точечная роспись. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2014.
7. Полуянов Ю. Единство учения и творчества на занятиях изобразительным
искусством. Искусство в школе №2, 2001.
Литературадляпедагога
1. Габриель Шулер / Картины фантазии. / Изд-во АРТ Родник / Издение на русском
языке, 2007.
2. ВеркерШультце / Птичьи мотивы. Живопись витражными красками./ 2005.
3. Журнал «Юныйхудожник».
4. Давыдов С. Энциклопедия. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ- ПРЕСС
КНИГА, 2006.
5. Иванов Д. А и др. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия,
инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2005.
6. Каминская Е. А. Мозаика своими руками. – М.: РИПОЛ классик, 2011.
7. Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапыразвития. – М.:
Владос, 2010.
8. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000.
9. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
10. Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.