Функциональная грамотность
29.09.2021
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность
использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных
жизненных задач. Основные направления исследования: читательская
грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается
некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного
до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий
учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок
предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые
задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti