Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 163
Согласовано
на заседании ШМО учителей
филологического цикла
Руководитель ШМО_________
Т.Г. Зырянова
Протокол № 1 от 28.08.2023г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 163
_______________Н.В. Фоминых
Приказ № 1 от 28.08. 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
(углублённый уровень)
для обучающихся 11 класса
(приложение к основной образовательной программе)
г. Екатеринбург
2023 год
1. Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
3
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
4. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в
области использования информационно-коммуникационных технологий
– входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
– использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
– искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в
частности, использовать различные определители;
– сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные
объекты и ссылки на них.
– осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом
средствами текстового редактора;
– форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
– создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой
содержат тексты, звуки, графические изображения;
– работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и т.д.;
– осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
– использовать возможности электронной почты и социальных сетей для обучения;
– соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к
частной информации и информационным правам других людей;
4
– соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
– различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с
задачами воспитания и образования или нежелательно.
Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– оценивать стилистические ресурсы языка;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
5
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
– выделять и описывать социальные функции русского языка;
– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической речевой деятельности;
– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
– характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
– проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада,
статьи, рецензии, резюме;
– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функциональностилевой и жанровой принадлежностью;
– критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
– выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
– использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
– проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.
2. Содержание предмета «Русский язык»
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и
традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э,Е,Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ,ЗЧ,ТЧ,ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные ИиЫ после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные
общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и
аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
6
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных:
Прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и
аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых
(синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и
употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и
полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы.
Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное
(условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма.Образование деепричастий.Морфологический
7
разбордеепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание
наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание
наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о,-е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению,
употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор
союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их
значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными
частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический
разбор
междометий. Правописание
междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий
Синтаксис.
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения
синтаксической связи. Типы простых и сложных предложений. Синонимия синтаксических
конструкций. Синтаксис текста.
Нормы языка и культура речи
Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей»
орфоэпической нормы. Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков,
произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические нормы
произношения отдельных слов. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,
коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности,
точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности
речи.
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте.
8
3. Тематическое планирование, с учётом рабочей программы воспитания для 11 класса
№
Название темы
1
Морфология как
раздел
грамматики.
Самостоятельные
и служебные
части речи.
Орфография.
2
Количество
часов
22
Деятельность, направленная на постепенное усложнение
заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их
на разных уровнях с целью организовать деятельность
учащихся по коррекции своих знаний и способов
деятельности.
Деятельность, направленная на постепенное
усложнение заданий за счет комплексного охвата
знаний, применение их на разных уровнях с целью
организовать деятельность учащихся по коррекции
своих знаний и способов деятельности.
Семинары, практические занятия, с целью обеспечить
закрепление знаний и способов деятельности
учащихся.
24
3
Синтаксис и
пунктуация.
10
4
Норма языка и
культура речи.
12
Итого:
Воспитательный аспект урока (форма/цель)
Презентации, сообщения, диспуты. Цель - создать
содержательные и организационные условия для
самостоятельного применения учащимися комплекса знаний
и способов деятельности.
68
Приложение №1
Поурочное планирование
11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема урока
Принципы классификации слов по частям речи.
Правописание Не со словами разных частей речи.
Правописание Не со словами разных частей речи.
Административная контрольная работа.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Текст как речевое проведение. Смысловая целостность текста.
Авторская позиция и смысловое единство текста.
Структура текста-рассуждения: аргументация.
Предлог как служебная часть речи.
Разряды предлогов по происхождению.
Союз как служебная часть речи.
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц (кроме НЕ и НИ).
Правописание частиц НЕ и НИ.
Правильность речи: употребление предлогов.
Правильность речи: употребление союзов.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи».
Знаки препинания при вводных словах. Анализ работ.
Отличие вводных компонентов от омонимичных членов предложения.
Имя существительное как часть речи.
Склонение имён существительных.
9
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Падеж имён существительных.
Правописание окончаний имён существительных.
Правописание суффиксов имён существительных.
Правильность речи: употребление форм имён существительных.
Однородные члены предложения.
Контрольная по теме «Имя существительное».
Анализ работ. Работа над ошибками.
Имя прилагательное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.
Степени сравнения имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правильность речи: употребление форм степеней сравнения качественных имён
прилагательных.
Однородные и неоднородные определения.
Имя числительное как часть речи.
Правописание падежных форм числительных.
Правильность речи: употребление форм имён числительных.
Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них.
Местоимения как часть речи.
Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.
Правильность речи: употребление форм некоторых местоимений.
Основные синтаксические функции местоимений.
Знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом как.
Контрольная работа по теме «Местоимения».
Анализ работ. Работа над ошибками.
Глагол как часть речи.
Спряжение глаголов.
Правописание глаголов.
Правильность речи: употребление форм глаголов.
Знаки препинания при обособленных приложениях.
Причастие как особая форма глагола.
Правописание причастий.
Правильность речи: употребление форм причастий и причастных оборотов.
Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях.
Деепричастие как особая форма глагола.
Правописание деепричастий.
Правильность речи: употребление деепричастных оборотов.
Знаки препинания при обстоятельствах.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них.
Административная контрольная работа.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Обобщение и повторение пройденного материала за курс 10-11 класса.
10