Аннотация к рабочей программе
1. Название программы
2. Адресность
3. Место учебного
предмета в учебном
плане школы,
количество часов
4. Цель учебной
программы по
предмету
Рабочая программа по учебному предмету
«Литература»
Обучающиеся 5-9 классов МАОУ СОШ №
163
Учебный предмет «Литература» входит в
обязательную
часть
учебного
плана
образовательного учреждения. Учебный план
МАОУ СОШ № 163 предусматривает
изучение литературы на уровне основного
общего образования в объёме 442 часа: в 5
классе – 102 часа в год (3 часа в неделю),в 6
классе — 102 часа в год (3 часа в неделю), в 7
классе 68 часов в год (2 часа в неделю), в 8
классе 68 часов в год (2 часа в неделю), в 9
классе 102 часа в год (3 часа в неделю).
Цели изучения предмета «Литература» в
основной школе состоят в формировании у
обучающихся потребности в качественном
чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания
собственных
устных
и
письменных
высказываний;
в
развитии
чувства
причастности к отечественной культуре и
уважения
к
другим
культурам,
аксиологической сферы личности на основе
высоких духовно-нравственных идеалов,
воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей
возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9
классу.
Задачи, связанные с пониманием
литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни, с
обеспечением
культурной
самоидентификации,
осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей
родного
языка
на
основе
изучения
выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников
к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам
современной
литературы;
воспитании
уважения к отечественной классике как
высочайшему достижению национальной
культуры,
способствующей
воспитанию
патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта
человечества,
национальных
и
общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического
мировоззрения.
Задачи,
связанные
с
осознанием
значимости чтения и изучения литературы
для дальнейшего развития обучающихся, с
формированием
их
потребности
в
систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с
гармонизацией отношений человека и
общества, ориентированы на воспитание и
развитие
мотивации
к
чтению
художественных
произведений,
как
изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно,
что
способствует
накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в
процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной
культуре.
Задачи, связанные с воспитанием
квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием
умений
воспринимать,
анализировать,
критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, направлены на формирование у
школьников системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных
теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и
интерпретации
художественных
произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять
с произведениями других видов искусства;
развитие читательских умений, творческих
способностей, эстетического вкуса. Эти
задачи направлены на развитие умения
выявлять проблематику произведений и их
художественные
особенности,
комментировать авторскую позицию и
выражать
собственное
отношение
к
прочитанному;
воспринимать
тексты
художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность
их неоднозначного толкования в рамках
достоверных интерпретаций; сопоставлять и
сравнивать художественные произведения, их
фрагменты, образы и проблемы как между
собой, так и с произведениями других
искусств; формировать представления о
специфике литературы в ряду других
искусств и об историко-литературном
процессе;
развивать
умения
поиска
необходимой информации с использованием
различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи,
связанные
с
осознанием
обучающимися
коммуникативноэстетических возможностей языка на основе
изучения
выдающихся
произведений
отечественной культуры, культуры своего
народа, мировой культуры, направлены на
совершенствование речи школьников на
примере высоких образцов художественной
литературы и умений создавать разные виды
устных
и
письменных
высказываний,
редактировать их, а также выразительно
читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа,
участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою